Эксперименты на людях проводятся уже более 30 лет. Сперва они были призваны помочь незрячим, однако имплантация электродов прямо в мозг оказалась слишком сложной и опасной. С другой стороны, электроэнцефалографы очень чувствительны к помехам — даже самые совершенные «шлемы для чтения мыслей» не обеспечивают 100%-е распознавание команд.
Магниторезонансное сканирование довольно эффективно (двое подопытных людей смогли играть в компьютерный пинг-понг), но такая аппаратура слишком громоздка. В настоящее время нейроинтерфейсы не более реальны, чем линки «Матрицы».Руки — всему... голова
Специалисты Реабилитационного Центра Чикаго создали кибер-руки, управляемые силой мысли: импульсы считываются не с мозга, а с нервных окончаний плечевых суставов, пересаженных на грудные мышцы. Уникальность рук заключается в «обратной связи» с владельцем (тот способен чувствовать нажатие). Первые образцы были установлены электрику Джессу Салливану (обе руки ампутированы после того, как он схватился за высоковольтный провод) и Клаудии Митчелл (потеряла руки в результате аварии). По их словам, они практически вернулись к нормальной жизни. Руки очень легкие (около 1 кг каждая), но хрупкие — Джесс сломал одну из них, пытаясь завести газонокосилку.
Джесс Салливан и Клаудиа Митчелл.
Профессор Кевин Уорвик (Англия), активный сторонник RFID чипов, прославился на весь мир благодаря тому, что в серединный нерв его руки был имплантирован нейрочип (кремниевый квадрат с 100 контактами-волосками), способный считывать и генерировать импульсы. Благодаря ему ученый мог управлять механической рукой.
Более того, Варвик уговорил на аналогичную операцию свою жену и попытался установить между их руками удаленную связь (нечто вроде феномена телепатического сопереживания родному человеку). К сожалению, считывание сигналов чипом оказалось более точным, чем его передача — двигать руками друг друга на расстоянии супругам не удалось.Имплантация нейрочипа Кевину Уорвику, 2002 год.
Развитие по спирали
Аластор Хмури («Гарри Поттер») имел два протеза: деревянную ногу и всевидящий глаз.
Генетика предоставляет нам наиболее отдаленные, но и самые серьезные перспективы биологического «апгрейда». Профессор Ли Сильвер (университет Принстона) предполагает, что до тех пор, пока наука не дорастет до свободных манипуляций с ДНК, можно использовать ее аналитический инструментарий: например, оплодотворять большое количество яйцеклеток, «считывать» информацию о зародышах и предлагать женщине родить того ребенка, которого она хочет (на первых порах выбор «опций» будет невелик — пол, цвет глаз, волос и т.п.). У такого «неестественного отбора» есть очень щекотливый этический аспект — от ненужных эмбрионов придется избавляться. Впрочем, нечто похожее уже давно осуществляется при искусственном оплодотворении, которое чаще всего ведет к многоплодовой беременности.
Генная инженерия может быть двух видов: соматическая (изменение ДНК определенной группы клеток, страдающих от наследственного генетического заболевания) и «евгеническая» — то есть воздействие на гены яйцеклеток, сперматозоидов или зародышей. Именно второй способ был положен в основу цикла «Геном» Сергея Лукьяненко, где посредством направленных мутаций создавались люди-спецы (пилоты, сыщики, гейши).
В реальности все это очень заманчиво и спорно, ведь при внедрении новых генов в половые клетки новоприобретенные суперспособности будут передаваться по наследству. Есть вероятность, что «игры в бога» не просто изменят облик человеческой расы, но, при самом пессимистичном сценарии, просто погубят ее.
В далеком будущем, если верить Уэллсу, часть человечества выродится в уродливых морлоков.
В качестве «приборов» для манипуляций с ДНК предлагается использовать... вирусы. Последние, по сути, представляют собой наборы генетических материалов, окруженных защитной оболочкой. Вирус встраивается в геном клетки и воспроизводит сам себя. Если ученые научатся использовать непатогенные вирусы с «зарядом» полезной ДНК, то у нас могут появиться, например, таблетки от рака. Это не фантастика — в прошлом году специалисты Техасского университета создали экспериментальный вирус, доставляющий в клетку противораковые гены. Наиболее известный фантастический вирус, трансформирующий клетки в принципиально новый органический объект, — Т-вирус из популярной вселенной «Обитель Зла».
Еще один перспективный инструмент модификации нашего генного кода — искусственная хромосома, добавленная к уже имеющимся сорока шести. До недавнего времени проводились опыты с дополнительной хромосомой лишь у одноклеточных грибов (дрожжей) и бактерий, а в 1997 году была создана искусственная человеческая хромосома — увы, стабильная лишь в течение 6 месяцев.
Что можно сделать с помощью «генетического скальпеля»? К примеру, люди могут стать живучими, как... крокодилы. Эти рептилии обитают в воде, которую трудно назвать стерильной, однако раны, полученные ими, редко подвергаются заражению и очень быстро затягиваются. Иммунитет крокодилов настолько силен, что убивает большинство устойчивых к антибиотикам микроорганизмов (предполагается, что он может справиться даже с вирусом иммунодефицита). Не так давно ученые выделили из крови этих животных особый пептид — «крокодилин». В чистом виде для людей он непригоден, однако после определенных генетических модификаций наш организм сможет синтезировать его «человеческий» аналог.
Генетические мутанты вселенной Marvel — новый путь развития человеческой расы.
Генетика не только решает многие проблемы, но и сама создает их. Этично ли клонирование (см. «МФ» № 24, август 2005)? Имеем ли мы право передавать свои генетические черты — например, экстраординарные математические способности — по наследству детям, фактически навязывая им определенный образ жизни? Что произойдет, если человек самоустранится от естественного отбора и сильнейшему придется выживать среди сильнейших? Как отразится появление сверхлюдей на мировых войнах? Некоторые «ястребы» Пентагона — например, Пол Вулфовиц — уже сегодня говорят о генетическом оружии (вирусах), поражающем людей только одной национальности или даже фамильной линии. И, наконец, — кто будет принимать решение о том, каким должен стать тот или иной человек?
GloFish (генетически модифицированный полосатый данио) — первое домашнее трансгенное животное, вырабатывающее светящийся протеин медузы (красный, зеленый и оранжевый).
Подобные опасения зачастую становятся лейтмотивом соответствующих фантастических сюжетов. В фильме «Гаттака» (1997) царит «генетическая аристократия» — общество делится на полноценных граждан из пробирки (valids), перед которыми открыты все двери, и несовершенных «божьих детей», родившихся на свет традиционным путем, а потому обреченных на жалкое существование. В «Острове» (2005) клонов знаменитостей выращивали в качестве «запасного материала» для разборки на органы. В «Бегущем по лезвию» (1982) искусственные люди — репликанты — превосходили своих создателей в уме, ловкости и силе, однако не испытывали человеческих эмоций. Они были ограничены четырьмя годами жизни, использовались в самых опасных работах на внеземных колониях и, как следствие из этого, регулярно поднимали восстания.
Зачастую делаются попытки «скрестить» гены инопланетян и людей. Ни к чему хорошему это не приводит: государственный заговор ставит под угрозу будущее всего человечества («Секретные материалы»), а Рипли, получившая гены Чужих, годится лишь на то, чтобы разделаться со своим родственником — гуманоидным Чужим («Чужой: Воскрешение», 1997).
Генетически модифицированные суперлюди редко бывают счастливы. Жанр значения не имеет — и в фэнтези («Ведьмак» Сапковского), и в фантастике (спартанцы из вселенной Halo) им приходится пройти через ад, чтобы стать машинами для убийства. Судьбы тлейлаксанских гхол и лицевых танцоров (искусственно выведенных созданий, способных копировать облик любого человека) из цикла «Дюна» — готовый сценарий для шекспировской трагедии. Клоны «Звездных войн» стали слепым орудием в руках Императора, а последний пережил события шестого эпизода, вселившись в одного из своих клонов. Более-менее оптимистичный взгляд на «телесное грядущее» человека можно найти лишь в утопической фантастике, например — в Мире Полдня Стругацких.
Master Chief из Halo — генетически модифицированный боец в суперкостюме.
А это — экзоскелет «Троянец» от канадского изобретателя Троя Хартьюбиса. Сам он называет его «броней Halo».
Трудно быть... киборгом
Стив Манн и его кибер-аксессуары с 1980 по 2000-е годы.
Стив Манн, профессор университета Торонто, ведет жизнь «киборга» уже почти 20 лет. Его тело усеяно датчиками и приемниками беспроводной связи. Он смотрит на мир через видеокамеру, установленную в очках. Помимо обзора, это также позволяет ему работать в интернете и контролировать состояние своего тела. Стив носит с собой портативный компьютер и радиоприемник. Все это часто приносит ему проблемы. Киборга не пускают в супермаркеты («здесь нельзя снимать»), а пять лет назад Манна буквально «раздели» служащие аэропорта. Лишившись своих очков и датчиков, Стив якобы был дезориентирован. Ему, привыкшему смотреть на мир через видеокамеру, потребовалось инвалидное кресло (хотя, вероятнее всего, эти заявления — лишь самореклама, так как Манн довольно часто снимает очки).
Сценарии
Произведений, описывающих человека далекого будущего, трудно сосчитать даже по пальцам руки пианиста-мутанта. Некоторые фантасты сулят нам роботизацию, эгоизм, самодостаточность и, как следствие этого, — увядание. Модернизировав себя до предела, люди перестанут нуждаться в обществе себе подобных. Они превратятся в клонов (киборгов, роботов), лишенных страстей и желаний, которые общаются друг с другом посредством электроники и уходят из жизни добровольно (Мишель Уэльбек, «Возможность острова»). Альтернатива компьютерной самоизоляции — бунт киберпанка или растворение индивидуальности в единой нейросети («Звездный путь»).
В других случаях общество будущего характеризуется словами «абсолютная свобода». Человек может сделать с собой все что угодно: менять облик (гуманоидная форма — не предел; один индивид может быть похож на тролля, другой — на птицу), пол, контролировать все процессы в своем теле. Преступность побеждена, наркотики легализованы, искусственный интеллект сросся с органическим, личность записывается на физический носитель, космос заселен, производство автоматизировано, материя и энергия покорена. Но в абсолютном благоденствии кроется немало проблем — прежде всего, отсутствие стимула к развитию (цикл «Культура» Иэна Бэнкса).
Наконец, наиболее популярный вариант последней стадии эволюции человека — его превращение в энергетическое существо, единый сверхразум, подобный богу (в «Последнем вопросе» Айзека Азимова это произошло незадолго до смерти Вселенной, после которой трансцендентный человеко-машинный бог сотворил новый мир, сказав сакраментальное: «Да будет свет»).
* * *
Что ждет наших правнуков? Техника или бионика? iPod в коренном зубе, фотоаппарат в сетчатке глаза, мобильный телефон в мочке уха и нанороботы в крови? А может быть, это будут жабры на шее, хлорофилл в коже и ультразвуковой сонар в черепе?
Протез C-Leg. Развивает скорость около 5 км/ч. В зависимости от нагрузки работает до 45 часов без подзарядки. Разработка немецкой компании Otto Bock.
Вероятнее всего, нам стоит надеяться в первую очередь на технику. Генетика хорошо развита лишь в нескольких странах мира, в то время как передовая электроника производится по всей Азии. Модификации ДНК будут очень дороги — гораздо дороже трансплантаций и пластических операций, а потому область их применения ограничится лишь медициной (в очень далекой перспективе — армией). Иными словами, в ближайшие годы наша эволюция будет идти под знаком «Made in China».
Свежие комментарии