Великий князь Московский Иван III Васильевич овдовел и женился на византийской царевне Софье Палеолог, получив в приданное уникальную библиотеку, принадлежавшую последнему императору Византии Константину XI, и к тому времени ставшую семейной реликвией Палеологов.
Пожив немного после свадьбы и пережив в, тогда еще, деревянной Москве незначительный пожар, Софья выписала из Италии знаменитого художника и архитектора Аристотеля Фиораванти и повелела ему построить под Кремлем белокаменный тайник (по мнению историков она же и подсказала Ивану Васильевичу перестроить Кремль, сделать его белокаменным). В нем и хранилась «либерия».Сын Ивана III Василий III Иванович привлек для перевода книг монаха Максима Грека. Переводя «Толковую Псалтирь», Максим заодно сделал и опись «либерии» (это было отражено в «Сказании о Максиме Философе».
От отца к сыну библиотека перешла к Ивану Грозному. Для него она стала любимым и лелеемым сокровищем. В какой бы дворец он не переезжал, от дворца царя всегда проводился подземный ход к тайнику с библиотекой.
Во время Ливонской войны (1565-1566гг.) в России оказалось множество пленных ливонцев. Их расселяли по разным провинциальным городам. Сопровождающим был Дерптский пастор Иоанн Ваттерман.
Однажды, встретившись с Иваном Грозным в Александровской слободе, пастору было сделано довольно заманчивое предложение от царя – заняться переводом древних книг. Побывав в хранилище и увидев собственными глазами сокровище, о котором по Европе ходили противоречивые слухи, пастор онемел от такого количества раритетов, имен и ценностей. Якобы занимаясь переводом, Ваттерман составил каталог государевой сокровищницы.«…Сколько у царя рукописей с востока. Таковых было всего до 800… Ливиевы истории, Цицеронова книга Де республика и восемь книг Историарум. Светониевы истории о царях… Тацитовы истории. Вергилия Энеида и Итх…»
(«Итх…» - это «Итхифалеика», популярная среди современников Вергилия, но ко времени Смуты на Руси уже считавшаяся утерянной. Кроме известных гимнов Пиндара, библиотека содержала и другие его стихотворения, о которых не знал никто. Историки же были представлены почти все и в полном объеме!).
В 1564 году, устав от мятежей и сопротивления бояр, Иоанн с царицей и детьми выехал насовсем из Москвы. Этот отъезд должен был выглядеть как обычный отъезд на богомолье в Коломенское. Но именно что должен был… Царский поезд был не только мрачно величествен, но и длинен чрезвычайно: несколько сотен подвод! Царь забрал с собой не только иконы и кресты, он сложил на подводы всю свою одежду и драгоценности, а также «деньги и всю свою казну» (деньги понимаются Александро-невской летописью отдельно, а казна – бумаги, грамоты и книги! – отдельно). Обоз сопровождала необычайно! большая вооруженная охрана.
Царь, побывав в Коломенском две недели отправился в Троицу. Но и там долго не задержался. Окончательно остановился в Александровской слободе. Библиотека была при нем – проезжая во Владимир через Александров, «либерию» видел Ваттерман. Есть косвенное подтверждение, что библиотека существовала и в 1581 году – англичанин Джером Горсей принял в подарок от царя Библию.
После известных вам, читатель, событий (ультиматум царя – или отречение или опала на бояр, под давлением народа бояре отступили), Грозный возвращается в Москву и селится в новом дворце – на опричном дворе за рекой Неглинной, на Воздвиженской улице. Квадратный, огромных размеров двор, обнесенный высокой каменной стеной с тремя воротами размещал царские палаты, хозяйственные постройки, а рядом – приказы. Охрана – 500 стрелков – постоянно охраняла и несла караул.
Но и на этом месте царь прожил не долго. Пожар 1571 года сжег дотла дворец и всю Москву и вынудил его переселиться в Вологду, где давно уже, по приказу Ивана Грозного, строился каменный город, чтобы назваться столицей Руси. Приезды его в столицу бывали короткими, да и то все реже и реже. Лишь обезумевший после смерти сына Ивана, возвратился царь за гробом в Москву в 1581 году и уже до смерти не уезжал. Привез ли он библиотеку с собой? Известно – подвод в царском обозе было очень мало.
Вот и все факты. Исторические и реальные. А если Вас интересует продолжение поисков и возможное, заметьте, ВОЗМОЖНОЕ нахождение библиотеки, то это будет в следующей части…
И на последок – ныне покойный заведующий отделом рукописей Российской государственной библиотеки (Ленинки) профессор Виктор Яковлевич Дерягин в 1993 году говорил:
«У нас хранится 600 тысяч рукописей, из них 60 тысяч древних, более трехсот греческих (в основном византийских). Некоторые из них относятся еще к VI веку н.э. Вполне возможно, что среди них есть и книги Софьи Палеолог. А кроме нашей библиотеки, уникальные древние рукописи есть в библиотеке РАН в Санкт-Петербурге и Государственном Историческом музее в Москве».
Свежие комментарии