Град Китеж часто называют русской Атлантидой, но общего у них только то, что оба исчезли под водой. Причины же катастрофы совершенно разные: Атлантиду, согласно легенде, покарали боги за гордыню, а Китеж-град таким образом… спасся. И вовсе не погиб, а по сей день существует где-то в параллельном измерении и ждёт своего часа, чтобы подняться из озерных вод и явить себя миру.
Ведические сказания
Сказания о невидимом Китеж-граде восходят к преданиям ведической старины. Осколки их разбросаны по легендам местных волжских народов — как русских, так и татар, марийцев, мордвы. А начинается история Китеж-града с волжской легенды о появлении озера Светлояр, естественно, чудом.
Влюбился как-то бог Велес в дивную красавицу Диву, дочь владыки туч грозовых, громовых. Ой и хороша была она, будто козочка молодая. А как шла мимо, да плечом вела, да косу свою пальчиками перебирала и заплетала, и каблучками, как копытцами, пощелкивала — все ума лишались. Но случилось так, что в Диву влюбился не только Велес, но и его лучший друг бог Перун, что орлом летал под облаками да метал молнии в Землю-матушку. Красавица Дива недолго выбирала между ухажёрами и вышла замуж за Перуна.
С тех пор стали два друга ярыми врагами, а влюблённый Велес замыслил приворожить Диву. Прознал он, что растёт в Ирийском саду у Лады-матушки особенный ландыш, который охраняет Ладон-дракон. Кто сорвёт тот заветный цветок, да даст понюхать любимой, тот в сей же миг завладеет её сердцем раз и навсегда.
Забрался Велес в Ирийский сад, змею глаза отвёл, похитил ландыш, а затем явился с цветком к Диве, когда её муж отсутствовал.
И стал он петь ей лживые песни о том, что Перун с другими женщинами забавляется, пока жена его дома ждёт. И что немало дев захмелели от объятий, и деток народилось в разных землях, словно звёзд в небесах. Конечно, Дива рассердилась, не поверив лжецу. Начала в него громы и молнии метать, а он выскочил из дома и бросился наутёк. Тогда Дива помчалась вслед за обидчиком на своём Буре-коне, и там, где ударил копытом по земле конь, явилось озеро.
Велес, увидев сие чудо, обратился в речку Ландыш (Люнду) и заструился вокруг озера Светлояр. А на берегу волшебный цветок под терновый куст высадил, чтобы Дива его обязательно увидела. Сорвала она ландыш, вдохнула аромат — и тут же явился Велес. И свершилось колдовство, полюбила его Дива, позабыв о своём супруге. Поженились боги, и по осени родился у четы сын — Ярила. В его честь и было названо озеро Светлояр.
Китеж-град появился тоже благодаря богу Велесу. Призвал Велес волшебника Китаврула, чтобы тот построил волшебный град на берегах святого озера. Развёл колдун купальский костёр, а потом из золы насыпал валы. Сделал из венков девичьих чудо-кремль на костровище. Башни выстроил из цветов, а детинец из грибов. Терема — из желудей дубовых, а из шишечек хоромы. Пришла пора чудес — встал город там, где раньше был лес. Где горели костры — вознеслись шатры, встали улицы и дворцы.
Когда Китеж-град был готов, Велес спрятал в нём Книгу Вед. В книге этой мудрость жизни сокрыта, тайны мира, сварожии заветы, древние установления — то, что золота дороже, что оплот добра и правды.
В ведической традиции известна и последующая история града. Велес якобы обладал ещё одним чудом — волшебным камнем, Рубином Сокровения. Его сила могла перенести в иной мир (снов и фантазий) всё, что угодно, даже город. И в первый раз Велес прибегнул к его помощи во время Битвы Трёх Родов.
Память о тех битвах сохранилась как в местных русских легендах, так и в финно-угорских «Песнях Гамаюна». Согласно этим источникам, сварожичи и дыевичи пошли воевать с родом подземных колдунов-панов из-за украденных ими волшебных коров, дочерей и сынов небесной коровы Земун. Битва должна была произойти в Пановых горах, на которых ныне расположен город Нижний Новгород. И они хотели призвать на помощь владыку Китеж-града — Велеса. Но тот отказался, ибо не желал проливать кровь родных братьев, породнившихся с панами.
Боги захотели принудить его к союзу силой и пустили в Китеж-град молнию. Тогда Велес сотворил чудо, заставив молнию ударить в Рубин Сокровения на своём перстне. Как только это случилось, исчез Китеж-град, а вместо него явился лес. Сварожичи и дыевичи ничего не смогли поделать, пошли воевать без помощи Велеса, но всё равно победили в схватке.
После той битвы, видя заключение братьев, Велес в горе покинул Китеж-град, оставив его на попечение волшебнику Китаврулу: «Друг старинный, строитель дивный! Ты оставь кормило златое на своей летучей ладье. Ты возьми-ка кормило власти. Был ты кормчим на корабле — стань же князем во Китеж-граде! Ты его окружи неприступной стеной, опоясай мощными рвами! Сделай город таким, чтоб укрыться могли в нём все немощные и старые! Пусть всегда за стеною его обретут беззащитные вдовы, сироты приют. Те, что слёзы льют о погибших мужьях и о братьях, убитых в жестоких боях!» А сам Велес отправился на север, в Белозерье, и стал там известен как Морозко (Дед Мороз).
Христианские сказания
Последующая история Китеж-града известна по источникам и летописям христианским, старообрядческим, включённым в «Китежский летописец» XVII века. Согласно ему, град Большой Китеж был возведён у озера Светлояр великим князем Юрием Долгоруким. Строился он три года, с 1 мая 1165 по 30 сентября 1168 года, в длину имел 200 сажен, а в ширину 150 сажен. Тогда же был построен и град Малый Китеж, тот, что ныне — город Городец на Волге.
Потом настала тяжёлая година Батыева нашествия. И в 1243 году, спасаясь от преследовавшего его по пятам царя Батыя, князь Долгорукий скрылся в Большом Китеже. Враги окружили крепость, но захватить не смогли. Легенда гласит, что местные жители взмолили о помощи к Всевышнему, и Господь скрыл город под землёй. А вместо него Батыеву взору открылись земляные холмы и озеро. Ужас объял врагов, и бежали воины прочь от великого чуда.
Старообрядцы приняли эту легенду за истинное происшествие и провалившихся жителей причислили к лику святых. Они полагают, что китежане до сих пор живут в своём славном городе под водами Светлоярова озера. Поводом к такому верованию служат свидетельства очевидцев, что под толщей воды видятся церковные свечи, кресты и купола церквей, слышится подземный колокольный звон. Кроме того, сами жители потустороннего Китежа частенько наведываются в наш мир.
Старожилы рассказывают, что, бывало, в обычный сельский магазин заходил старец с длинной седой бородой в старинной славянской одежде. Он просил продать хлеба, а расплачивался старинными русскими монетами времён татаро-монгольского ига. Причём монеты выглядели как новые. Нередко старец задавал вопрос: «Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать Китежу?» Однако местные жители отвечали, что пока рано.
В 1830-х годах слава о Китеж-граде стала настолько велика среди христианского народа, что представители церкви испугались. А бояться было чего, ведь хитроумно переплетенные христианские и языческие легенды отворачивали людей от безоговорочной веры в существование только лишь Святой Троицы. Церковь повелела уничтожить «светлоярские соблазны и суеверия».
В 1836 году было открыто нашумевшее «Дело об уничтожении часовни, построенной без разрешения начальства, и об опровержении летописца об этом озере и граде Китеже». Протоиерей Смирнов тогда обличал «раскол», негодовал против святыни. В его донесении есть и такие слова: «Тут совершаются мольбы, обожаются сами деревья, приносятся им жертвы… Они (старообрядцы) представляют сущее подобие черемисских кереметей (языческих волхвов)». К счастью, церковные угрозы остались только угрозами, доносы были переданы в архив, и озеро Светлояр осталось нетронутым.
После этих событий прошло полтора века с небольшим. Церковь благоразумно изменила своё мнение о Китеж-граде, и митрополит Нижегородский и Арзамасский отслужил торжественный молебен на берегу озера, освятив рядом с ним часовню. С тех пор не только старообрядцы, но и православная церковь официально приняла Китеж-град и почитает его уже не местом языческого идолопоклонничества, а своей святыней.
Легенда о Китеж-граде приводила на берег Светлояра многих замечательных людей, художников, писателей. Павел Мельников-Печерский, вдохновленный встречей с озером, поведал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Бывали здесь Максим Горький, который рассказал о Светлояре в очерке «Бугров», Владимир Короленко («В пустынных местах») и Михаил Пришвин («Светлое озеро»). К великой тайне Светлояра и града Китежа обращались поэт Зинаида Гиппиус и писатель-мистик Дмитрий Мережковский. На основе легенды о граде Китеже была создана опера Николаем Римским-Корсаковым. Озеро Светлояр запечатлели в своих картинах Николай Ромадин, Илья Глазунов.
Исследования озера Светлояр начались в середине 1950-х годов. Первым делом археологи принялись за раскопки Малого Китежа, где были обнаружены керамика, обычные предметы быта и огромное пепелище, датируемое первой половиной XIII века. Таким образом, сведения о разорении города войсками хана Батыя подтвердились, и в 1959 году на озеро Светлояр отправилась ещё одна экспедиция. Но успеха она не добилась, поэтому поиски возобновили только в 1968 году.
Тогда-то участвовавший в новой экспедиции геолог В. Никишин установил, что озеро является провалом земной коры, заполнившимся грунтовыми водами. Дно водоёма представляет собой три террасы, расположенные на разной глубине — девять, двадцать три и тридцать метров. Выяснили и время образования уступов: глубоководная часть возникла полторы тысячи лет назад, семьсот лет назад — вторая и четыреста — третья. Время образования второй террасы совпадает со временем Батыева нашествия и служит косвенным подтверждением легенды об исчезнувшем городе.
Как добраться
Озеро Светлояр находится в селе Владимирское Воскресенского района Нижегородской области, на территории одноимённого заповедника. Добираться до него следует из города Нижний Новгород.
На автобусе: автобус Нижний Новгород — Воскресенское отправляется с автостанции Канавинская. Доехать до села Владимирское. Или на пригородном поезде Нижний Новгород — Семёнов или Нижний Новгород — Шахунья до Семёнова, затем на автобусе Семенов — Воскресенское до села Владимирское. Пройти через село до большой автостоянки, от неё по берёзовой аллее — до озера.
На автомобиле: по трассе Нижний Новгород — Киров. Проехать Семёнов, доехать до Боковой (оживлённое место, стоят много фур, кафе, мотель), правый поворот на Владимирское и Воскресенское, доехать до села Владимирское (поворот направо), проехать через село до большой автостоянки. Далее по берёзовой аллее дойти до озера.
Согласно легенде, Китеж-град поднимется из глубин Светлояра в день Страшного суда, тогда, когда мёртвые восстанут из могил. Его жители выйдут на защиту рода людского и смогут спасти от адского пламени души многих.
Sobesednik.ru
http://www.newfresh.name/publ/x_files/kitezh_grad/6-1-0-1767
Свежие комментарии