Вымирающее племя индейцев яномами - потомки исконных жителей тропических джунглей в дельте Амазонки. Золотоискатели и прочие авантюристы приносят в индейские деревни не блага цивилизации, а ее отбросы и пороки. Деятельность ученых-этнографов тоже, по-видимому, не улучшает жизнь племени, а ускоряет его вымирание.
Индейцы яномами живут в непроходимых тропических лесах, в глухих, удаленных от побережья районах на границе Венесуэлы и Бразилии. Сейчас, по подсчетам этнографов, осталось 8500 яномами. Индейские деревеньки примостились на круглых расчищенных площадках между речной гладью и сплошной стеной джунглей.
Яномами называют свои поселения джаборно или малока. В маленьких деревеньках живут всего человек по 40-50 а в самых крупных поселениях - около 250 жителей. Народ яномами делится по признаку кровного родства на большие кланы, состоящие из отдельных семей. Семьи не имеют своих жилищ, они живут все вместе в большой хижине, без стен и перегородок.
Возле деревни находятся отвоеванные у джунглей крошечные поля маниоки и банановые плантации, величиной с приусадебный огород. Бананы и маниока - это основная пища индейцев, то есть две трети их скудного рациона. Почва быстро истощается, поэтому яномами приходится бросать старые и разрабатывать в джунглях другие участки на новом месте. Сейчас индейцы мало охотятся, но по традиции мужчины племени считают себя охотниками. Их основное оружие - луки со стрелами, пропитанными ядом кураре. Через несколько секунд после попадания такой стрелы яд парализует мышцы животного, и оно умирает - почти мгновенно и безболезненно.
У яномами существуют строгие правила обращения с кураре, но они сами верят, что это боги им помогают и делают их невосприимчивыми к яду.
Обычаи индейцев связаны с их представлениями о мире. Хотя постепенно их кругозор все-таки расширяется, древние обряды нисколько не изменились. Своих покойников яномами сжигают на костре, потом собирают пепел, измельчают несгоревшие кости и засыпают все это в миску. На поминки собирается вся деревня и жители соседних поселении. Пепел усопшего соплеменника торжественно высыпают в плошку с банановой кашей и дружно съедают. Индейцы верят, что съеденный сородич продолжает свою жизнь в их телах, укрепляет родственные связи племени и объединяет воедино мир живых и царство мертвых.
Яномами всегда посыпают пищу золой и пеплом сожженных растений. У них в обиходе совсем нет соли. Если случается, что приезжие дарят индейцам пакетик соли, они сразу же с жадностью всю ее съедают и при этом жмурятся от удовольствия, как будто это сахар или мед.
Река дает индейцам гораздо больше пищи, чем джунгли. Чаще всего они глушат рыбу соком растений. Они рвут на мелкие кусочки специальную траву и бросают ее в воду. Наглотавшись отравы, рыбы всплывают кверху брюхом. Людям есть такую рыбу не вредно, потому что на них этот яд не действует.
Индейцы убеждены, что у них есть вторая жизнь в виде животных и насекомых. Они называют это состояние "нореджи". Они верят, что животные воплощения мужчин это чаще всего орлы и обезьяны, а нореджи женщин - выдры. Поэтому индейцы никогда не охотятся на выдру - если убьют выдру, значит умрет какая-нибудь женщина и ее ребенок, ведь дитя без матери не выживет. Из-за этих представлений яномами вообще редко охотятся - не хотят случайно убить своего нореджи.
Стать охотником может только взрослый мужчина, а взрослыми считаются молодые индейцы, которые свободно владеют "вайамо" - специальным языком для общения между разными племенными группами. А чтобы девушка считалась взрослой, над ней совершают ритуал. После первой менструации девочку запирают на месяц в каморке, причем первую неделю ее не кормят. Когда срок заточения заканчивается, старшие родственницы освобождают девочку, разрисовывают ее тело праздничными узорами и торжественно представляют новую женщину всей деревне. Яномами верят, что если не совершить этот обряд, то деревню смоет наводнением.

У яномами принято похищать женщин из соседних деревень, чтобы было меньше детей от близких родственников. Рождение ребенка у них происходит "между делом", и на роженицу никто не обращает внимания. Когда приходит срок родов, женщина со старшей родственницей уходит за пределы деревни. Если у нее уже есть маленькие дети, она... убивает новорожденного, чтобы тот не мешал ей растить других. Слабых младенцев или родившихся с физическими недостатками тоже убивают. Из двойни оставляют в живых только одного, более сильного. По обычаю, если женщина покормила ребенка грудью, его не убивают, даже если это явный уродец. Но таких случаев почти не бывает. Все прекрасно понимают, что больные и немощные - непосильная обуза для племени. В "зеленом аду" жестокие обычаи. Там не живут, а выживают.
Яномами любят курить табак. Они выращивают его на своих крошечных полях, высушивают и курят. Для жвачки зеленые мокрые листья табака обваливают в кучках пепла и древесной золы. Потом скатывают пальцами в "колбаски" и закладывают между зубами и нижней губой. Табак вынимают изо рта только перед сном, а по утрам закладывают свежую порцию.
У яномами есть свои знахари, но они не умеют лечить от болезней, занесенных белыми золотоискателями. Особенно косит индейцев малярия.
В 1968 году у яномами побывала группа этнографов из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. Они привезли 2000 доз вакцины против кори и привили аборигенов. Теперь коллеги обвиняют калифорнийских ученых в том, что они заразили индейцев корью и вызвали у них эпидемию. В начале 70-х годов эту вакцину изъяли из употребления и заменили более безопасной. Индейцы после прививок болели и умирали, но ученые их не лечили, а наблюдали за течением болезни. За двадцать лет количество яномами сократилось примерно в два раза, и одной из причин вымирания можно считать распространение кори, привезенной в индейские деревни американскими учеными.
Свежие комментарии