Все же отметиться авиаторы были не прочь, да и вдали от недремлющего глаза начальства проявить себя проще. К тому же пыльную и прокопченную усталую машину так и тянет чем-то украсить. В благодарность, что ли...
Летом 2000 года на "восьмерках" эскадрильи в Грозном-Северном появилась первая скромная эмблема с глазастым филином на фоне российского флага со щитком в лапе и надписью "ОВЭ" (отдельная вертолетная эскадрилья).
Некоторые "восьмерки" выделялись своеобразными доработками. Заводчане по своей инициативе оборудовали и прислали в Чечню несколько Ми-8 с оригинальными системами, скроенными под местные условия. Вертолеты, оснащенные теплопеленгатором Л-166 с автоматикой отстрела ИК- ловушек, успеха не имели и остались в единичных экземплярах. Приемный фасетчатый блок теплопеленгатора, смонтированный под брюхом вертолета, при посадках находился у самой земли и быстро "слеп", покрываясь пылью и грязью, но самое главное - устройство, призванное реагировать на вспышки при пуске ПЗРК, с равным успехом отзывалось на солнечные блики и любой яркий свет (а ночью - и на "холодную" луну), "салютуя" залпом ловушек.
В вертолетном варианте Л-166 оказались неэффективной и почти всегда отключались, особенно после случаев, когда отвечавшая на солнечные "зайчики" аппаратура сыпала огненный дождь ловушек куда попало, грозя сжечь собственный аэродром.
Другая система предназначалась для обеспечения ночной боевой работы - давнишней проблемы, которую в Афганистане так и не смогли разрешить (ввиду малой эффективности и повышенного риска ночных полетов они то и дело запрещались командованием). Подсветка целей выполнялась САБ, под "люстрами" которых строились боевые заходы, но время их свечения ограничивалось минутами, а задача собственно поиска целей, наиболее трудная и ответственная, вообще не решалась - приходилось рассчитывать на удачу и на то, что противник выдаст себя светом костров на привале или фарами.
Казанские вертолетостроители оборудовали Ми-8 системой ночного видения с тепловизионной камерой высокой чувствительности. Ее приемное устройство смонтировали в подвижном шарике справа под кабиной, а летчики получили специальные очки, на которые подавалось изображение местности. Система оказалась вполне работоспособной и заслужила положительные отзывы, причем особо ценным достоинством летчики назвали возможность кругового обзора - вращающийся блок позволял следить и за задней полусферой, избегая огня вслед вертолету, где он наименее защищен. В ходе "обкатки" в Чечне не обошлось без курьеза, едва не закончившегося аварией. Ми-8 заходил на посадку в горах, когда на земле, желая подсветить летчикам площадку, зажгли пирофакел. Его яркий свет, в сотни раз усиленный очками, ударил по глазам летчика, мгновенно его ослепил и только помощь штурмана спасла потерявшую управление машину.
Экипажи Ми-24, не желая отставать, украсили свои вертолеты целым набором рисунков. "Полосатые" (это прозвище укрепилось за "двадцать четвертыми" еще с Афганистана, хотя их заводской камуфляж на самом деле образован темно-зелеными пятнами неправильной формы, самими разработчиками маскированной схемы прозванными "трилистниками" и "амебами") демонстрировали отнюдь не скромные эмблемы, но масштабные разухабистые изображения. Один из Ми-24П получил большущую черную стрелу на полфюзеляжа, тянувшуюся от стабилизатора до самого крыла.
Другой вертолет, пулеметный Ми-24В, в подтверждение прозвища, разукрасили поперечными полосами, опоясывающими хвостовую балку. На их темном фоне потерялся и сам черный квадрат, скрывавший номер. Полосы накрашивали от руки, не заботясь о правильности, и замазали даже предостерегающий трафарет "Опасно" у хвостового винта. Вертолет тут же вызвал ассоциации: "Полосатый, как вся наша жизнь: светлая полоса, черная, а дальше - ...хвост!" В обиходе его чаще звали "окунем", причем прозвище утвердилось и заменяло позывной в радио-переговорах между экипажами и руководством полетами.
В отличие от него, еще один "полосатый" - это был пушечный Ми-24П - нес динамичные косые полосы. Не ограничиваясь броской окраской, ему добавили светлые "молнии", "бубны" и "трефы" с надписью "Туз" в стиле уличного граффити. Вертолет, однако, больше был известен под именем "Пикур" по марке известного в Нечерноземье "Пива Курского", напоминавшего о родных краях (среди продукции этого пивзавода, кстати, есть и сорт "Ностальгия"). Соответствующая надпись с напоминанием о Миллениуме "2000" красовалась по левому борту.
В эскадрилье имелась и своя "Черная акула" - Ми-24П с изображением зубастого хищника, со всей очевидностью навеянного известным фильмом (пусть даже главным героем этого авиационного боевика был другой боевой вертолет - Ка-50, впечатляющим воздушным съемкам которого и обязан популярностью фильм). Ми-24П выделялся также ярко-желтыми "глазастыми" коками пылезащитных устройств на входах двигателей, призванными отпугивать птиц.
Настоящие "Черные аулы" не заставили себя ждать - в ноябре 2000 года в Чечню прибыла пара Ка-50 из Центра боевой подготовки в Торжке. Один из них и был тем самым киногероем, дебютировавшим в фильме. Заслуженная "пятерка" (опытный экземпляр №05, выпущенный в апреле 1990 года, бортовой номер 015) снялась в кино без малого десять лет назад, но что было делать, если с тех пор "в нашем полку" прибыло едва с дюжину Ка-50.
Для проверки в боевой обстановке Ка-50 собирались послать в СКВО еще год назад с началом 2-й чеченской кампании, однако тогда парадоксальным образом обретению боевого опыта и репутации повоевавшей машины помешало участие в тендере на поставку вертолетов огневой поддержки для турецкой армии. Перспективы выглядели обнадеживающе, вплоть до налаживания там лицензионного производства и продаж ко всему миру, из-за чего фирма решила не рисковать возможной потерей Ка-50. Поражение хотя бы одного вертолета в бою или авария из-за банального отказа (на войне, как на войне) неизбежно вызвали бы нежелательный резонанс, подорвав позиции в конкурсе и сыграв на руку конкурентам.
К осени выяснилось, что судьба турецкого тендера фактически предрешена (а немалые деньги на переделки вертолета под то и дело менявшиеся условия заказчика откровенно выманены закулисными организаторами у небогатого КБ). Нет худа без добра, и можно было наверстать упущенное - устроить проверку боем вертолету, для того и создававшемуся. Отобранная пара Ка-50 прошла переборку и отладку (при участии заводских специалистов) с особым упором на вооружение и прицельный комплекс. Вызывающе черный "киногеничный" цвет "пятерки" сразу после съемок сменил прежний типовой камуфляж в двух оттенках зеленого цвета с голубыми нижними поверхностями. Перед командировкой на обеих машинах камуфляж был освежен, причем попутно закрасили номера и звезды - то ли для того, чтобы ввести противника в заблуждение относительно числа прилетевших Ка-50, то ли просто перестаравшись, "по инерции".
В Чечню Ка-50 прибыли своим ходом, выполнив перелет с помощью подвесных баков и совершив в пути три промежуточных посадки. Пару сопровождал транспортно-боевой Ка-29, доработанный соответствующим образом. В отличие от обычных серийных машин, его оснастили поисково-прицельным комплексом И-251В "Шквал-В", идентичным установленному на Ка-50. Телевизионная и лазерная аппаратура была смонтирована в носовой части, в кабине установили телеиндикатор и средства управления обзорно-поисковой системой, а в объемистой грузовой кабине - блоки КЗА для осуществления контроля за ее работой. "Под Чечню" на бортах Ка-29 установили кассеты тепловых ловушек ППИ, однако, в спешке сделали это неудачно в районе подкосов шасси, где к ним неудобен доступ, да и слишком высоко, чтобы дотянуться с земли.
Как бы то ни было, к своему 18-летию состоялся боевой дебют новичков. Ка-50 привлекли к выполнению обычных задач вертолетной группировки в Чечне - патрулированию, огневой поддержке, и, особенно, "свободной охоте" с самостоятельным поиском целей. Все полеты выполнялись в паре, чаще всего с лидером Ка-29, несущим функции вертолета наведения и целеуказания. Выступая в роли "командирской машины" с экипажем из нескольких человек и унифицированным с Ка-50 оборудованием, он обеспечивал ведение разведки и поиск противника.
Появление новых машин сразу же заметил и противник: радиоперехваты зафиксировали сообщения боевиков о полетах над чеченскими предгорьями незнакомых вертолетов, причем полевым командирам настоятельно рекомендовалось при их появлении соблюдать особую осторожность и не высовываться - видимо, под впечатлением все того же известного фильма.
Свежие комментарии