На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 707 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Войтова (Микова)
    Очень интересно. Но очень мало доказательств.👍Самая страшная ка...
  • Наталья Юзеева
    У меня есть эти знки😉 в отличии от некоторых.5 знаков на руках...
  • ВЯЧЕСЛАВ
    Вообще-то вопросы поставлены и, на мой взгляд, совершенно справедливо. Не могли в 30-е годы строить метрополитен с та...Не строили, а отк...

ВЕЛИКИЕ КАМНИ- 2 часть

Один из удивительных памятников мегалитической культуры — Стоунхендж, концентрические круги из огромных камней в Солсбери, построенные с необычайным техническим мастерством. Два круга камней представляют собой ворота, перекрытые столь же массивными горизонтальными плитами.

В центре находится монолит, который считают алтарем. Особое расположение некоторых менгиров привело исследователей к выводу, что весь комплекс является священной обсерваторией, служившей древним для наблюдения за движением Солнца и Луны.

Наши предки когда-то верили, что менгиры обладают силой зачатия.

Величественные камни Стоунхенджа: кажется, будто их установили великаны еще в доисторические времена.

Многие тысячи менгиров и по сей день существуют в Европе, на севере Африки, в Сирии и в Палестине.

Рядом с Мен Эр-грахом находится могильник эпохи неолита, имеющий 168 м в длину и 30 м в ширину. Может быть, эта гранитная колонна была своего рода надгробием? Свидетельство тому находим, например, в Ветхом Завете. Больше 3700 лет назад, то есть примерно в эпоху установки камней на севере Франции, недалеко от Вифлеема скончалась супруга библейского праотца Иакова. «Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня». Так описывается в Книге Бытия (глава 35, стих 20) это погребение.

«До сего дня»: гробница Рахили в Палестине сохраняется в течение тысячелетий. Что такое ее памятник, как не менгир?

Правда, на это можно возразить, что гробницу Рахили и «человечьи камни» в Бретани разделяют по меньшей мере 4000 км. Какая же между ними связь? Но это возражение отпадает, если вспомнить, что вертикально поставленные камни встречаются не только на северо-западе Франции. Многие тысячи их сегодня можно встретить по всей Европе и в Северной Африке: в Греции и в Апулии, на Сицилии, Сардинии, Корсике и на Балеарах, в Северной Италии, на юге Франции, в Швейцарии и в Австрии, на юге, западе и севере Испании, в Португалии, везде на севере и на западе Франции, на Британских островах, в Бельгии, Голландии, Дании, на севере Германии и в южной части Скандинавии. Их находят по всему средиземноморскому побережью от Ливии до Марокко и дальше на юг, вплоть до Сенегала и Гамбии. Есть они и в Сирии, и в Палестине. Археологи называют это мегалитической культурой. «Мега» по-гречески — великий, «литое» — камень.

Неужели все эти «великие камни», мегалиты, были надгробиями? Маловероятно, потому что во многих местах они составляют комплексы, расставленные по кругу, овалу или рядами, а в Западной Сахаре даже по параболам. Могилы же рядом с ними встречаются очень редко.

Возможно, нам следует обратиться к корням мегалитической культуры? Однако нужно учитывать, что само понятие условно. Мегалитической «культуры» как таковой определенно не было — так же, как в наши дни, например, невозможно говорить о «небоскребной культуре». Хотя идея возведения мегалитов была популярна во многих странах. Но откуда она взялась?

Вполне убедительное объяснение этому дает немецкий историк профессор Герберт Кюн во втором томе своей «Древней истории человечества», вышедшей в 1963 г.: источником «многочисленных мегалитов на островах Средиземного моря, на Балеарах, на Сардинии, Корсике, Мальте, Годзо и по всей Северной Африке является восточное побережье Средиземного моря, тот самый район, где обе высокоразвитые культуры, Египетская и Месопотамская, веками боролись за первенство». Далее Кюн подробно рассказывает, как мегалитическая идея в течение нескольких веков завоевала Европу: «Основной причиной колонизации Востоком Средиземноморья был поиск новых месторождений олова». Туда-то строители мегалитов и приносили в первую очередь свою идею. Так, морскими путями она и распространилась «...вдоль северного побережья Африки, вплоть до Испании, Франции, Англии и Скандинавии. Это было не переселение, а колонизация».

Изотопный анализ опровергает все теории

От южного побережья Франции на север, до Ла-Манша, ведет «Великий мегалитический путь». Служил ли он для сокращения пути торгового, на котором судам приходилось огибать Иберийский полуостров? Эта гипотеза легко укладывается в картину колонизации Европы поклонниками мегалитов — так же, как и ряды обелисков на северо-западе Франции, полностью соответствующие подобным рядам в Гезере (Палестина), и находки египетских украшений в ирландских мегалитических гробницах.

Казалось бы, все сходится. Но это — гипотезы 1963 г. Вскоре после этого методы углеродной датировки пролили новый свет на проблему мегалитов. Если теория колонизации верна, то «великие камни» хронологически должны были появиться сначала на Средиземном море, в Португалии и Северной Испании, потом на севере Франции и уж потом — на Британских островах.

Однако исследования англичанки Элизабет Ши преподнесли новый сюрприз. Древнейшие могильные ряды в Бретани оказались продуктами эпохи около 3900 г. до н. э., то есть по меньшей мере на 750 лет старше, чем аналогичные памятники в Португалии. Мегалиты Испании и средиземноморского побережья оказались, в свою очередь, еще «моложе» последних. «Если в будущем не откроются более ранние памятники (на иберийском побережье), — пишет английская исследовательница, — то придется со всей серьезностью задаться вопросом, не были ли могильные ряды в Бретани первыми мегалитическими памятниками во всей атлантической Европе».

На Британских островах многие мегалиты тоже оказались старше, чем предполагал профессор Кюн в 1963 г. «Все мегалиты Британии относятся к эпохе бронзы, то есть около 1800 г. до н. э.», — писал он. Современные же исследования способом углеродной датировки показывают, что их происхождение восходит по меньшей мере к середине III тысячелетия до н. э.

Таким образом, вопрос о происхождении «великих камней» остается по-прежнему открытым. Мегалитология обогатилась еще одной загадкой, которую чуть было не сочла разгаданной.

Остается еще вопрос о цели установления менгиров. Если цель явных надгробий, могильных рядов и дольменов подтверждается находками в захоронениях, то по поводу, например, отдельно стоящих менгиров исследователи не располагают ничем, кроме предположений. Ясным кажется только одно: раз эти колонны никакой практической цели служить не могли, значит, это древние святилища, и люди тратили столько сил на их воздвижение исключительно из ритуальных соображений. На северо-западе Франции, особенно в сельских местностях, так же, как и на Британских островах, древние культы держались очень долго, вплоть до позднего Средневековья, пока набиравшая силу христианская религия постепенно не одолела их, вытеснив один за другим из людской памяти или извратив их смысл. Вот почему многие из каменных святынь прошлого сегодня носят названия вроде «Чертов столб», «Чертов кол» или «Чертов дротик».

Каменные обелиски часто связывают с историями о привидениях и прочих таинственных явлениях. Рассказывают, что менгиры — это заколдованные существа, оживающие в определенные сроки, чтобы совершить те или иные действия: они ходят, пляшут, вертятся вокруг собственной оси, обычно трижды или девять раз, или трижды обходят вокруг пруда. Иные идут к ближайшей реке или озеру, пьют или купаются, потом возвращаются на место и снова оборачиваются камнем.

Все эти истории легко можно было бы счесть сказками, если бы не целый ряд совпадений. Так, оживают камни везде в одно и то же время суток и/или время года: в полночь, на закате, в полдень (когда отбрасывают самую короткую тень), вечером в день летнего или зимнего солнцестояния. Входят в это «расписание» и христианские праздники — Рождественский сочельник, Пасхальное воскресенье или День всех святых. В древних легендах это расписание соблюдается всегда очень строго, и магические числа повторяются одни и те же: тройка, девятка, иногда семерка.

Некоторый свет на эти истории проливают древние бретонские обычаи, дожившие до XX в. Большинство из них еще в Средние века были переистолкованы на христианский лад, но своими корнями они уходят так же далеко в глубь веков, как, например, обычай ставить рождественскую елку, восходящий к древнегерманскому празднику Середины зимы (Юл). Не сумев искоренить тот или иной обычай, христианская церковь просто перенимала его, придавая новый смысл. Так, многие древние менгиры в Бретани были «христианизованы» за счет того, что на них (или даже из них) просто высекался крест.

Языческие обычаи на христианский лад

Крестные ходы (Pardons) с участием до 20 епископов, и доныне сохранившие свой фольклорный колорит, восходят, без сомнения, к дохристианским празднествам. Проводились они в те же самые сроки, когда, по легенде, плясали даже камни. Так, в Бретани до недавних пор весьма впечатляющие празднества устраивались на день Ивана Купалы, 23 июня. Вот как описывал его в 1976 г. историк Вернер Хюлле: «Едва начало темнеть, как кругом разожгли костры, через дым которых повели скот (коров, свиней, лошадей и овец), чтобы оградить их от волков и болезней. Потом все жители хутора стали прыгать через огонь сами. Когда совсем стемнело, разожгли огромную поленницу дров; в очень далекие времена вокруг такой поленницы устанавливали камни, веря, что души усопших усядутся на них, чтобы погреться. Затем поставили треногу, на которой подвесили медный котел с водой; в такой котел бросают нож или распятие (Rosenkranz). Двое мужчин с помощью плетеных веревок из тростника или камыша стали раскачивать его, имитируя движения при дойке коровы, и возник чистый, далеко слышимый звук, как у органа, — так они посылали привет соседним селениям... Наутро к кострищу пришли дети, чтобы посмотреть, не оставил ли Иван Купала в золе следов своих деревянных башмаков, и, найдя их, очень обрадовались доброму знаку. Набрав золы полные горсти, они рассеяли ее на полях».

 

наверх