
Ученые пытаются расшифровать удивительные наскальные рисунки, возраст которых около 4 000 лет
Ученые давно слышали от местных жителей рассказы о существовании древних наскальных рисунков в глухом районе тайги на речке Ларги. И вот совсем недавно экспедиция из Института археологии и этнографии (ИАЭТ) Сибирского отделения РАН отыскала петроглифы, возраст которых оценивается в 3-4 тысячи лет.
Когда фотографии наскальных знаков были опубликованы, пользователи интернета ахнули. «Да ведь это же ферма Деда Мороза!» - всполошились блоггеры. - «Вот плантация рождественских елочек, вот уже взрослая новогодняя красавица, справа - сам Санта Клаус, а за ним олень»... Неужели взрослые обманывали нас баснями про сказочное происхождение Деда Мороза? А реальный хозяин новогоднего праздника раздавал подарки детям еще в бронзовом веке, задолго до появления своего библейского прототипа? И родом он вовсе не из Великого Устюга и не из Лапландии, а из сибирской тайги? Вобщем, настало время внести ясность в происхождение сенсационной находки и мы поговорили с Сергеем Алкиным старшим научным сотрудником ИАЭТ, доцентом кафедры археологии и этнографии НГУ , руководителем экспедиции, которая открыла Ларгинскую писаницу.АБСТРАКЦИОНИСТЫ БРОНЗОВОГО ВЕКА
- К Деду Морозу эти рисунки никакого отношения не имеют, - считает Сергей Алкин. - Писаница обладала сакральным смыслом для ее создателей, это не дети развлекались. Вероятнее всего, это часть охотничьего ритуала. Отыскать такой памятник редкая удача. Обычно мы находим на скалах два-три едва заметных рисунка. А здесь петроглифы великолепно сохранились и мы видим многофигурную композицию с большим количеством символов.
Это дает надежду, что нам удастся ее прочитать. Хотя разгадать этот ребус полностью вряд ли получится.- Почему?
- Вы слышали об отце абстракционизма художнике Василии Кандинском? Его родовые корни тоже из этих мест, из Восточного Забайкалья. И искусствоведы до сих пор пытаются понять, что же он изображал на своих полотнах. Разгадать, что 4000 лет назад хотели сказать его земляки, мироощущение которых мы себе слабо представляем - очень сложная задача.
- Есть версии, о чем все же хотели поведать авторы рисунка?
- Мы еще только в начале пути. Но можно заметить, что центром композиции являются антропоморфные фигуры. По аналогии с другими наскальными изображениями могу предположить, если одна из фигур выделяется среди прочих по размеру она, скорее всего, изображает некое божество. Например духа местности. Если человек на изображении держит лук - это, чаще всего, охотник. В нашем случае все человеческие фигуры одинаковые, без атрибутов и особых примет. Но отдельный интерес вызывает фигурка человека рядом с солярным знаком. Что такое солярный знак? Это символ Солнца, как например буддийская свастика. Но от нашего круга не только исходят лучи: внутри просматривается перекрестье. А мы знаем, что так эвенки изображали бубен. Соответственно, мы предположили, что это изображение шамана. Это важная фигура для дальнейшей интерпретации писаницы.

Фигурка шамана с бубном стала эмблемой археологической экспедиции
ЗВЕЗДОЧКИ НА "ФЕЗЮЛЯЖЕ"...
- А плантация «рождественских елочек»?
- Эти горизонтальные черточки с вертикальными столбиками, могут изображать лодки с сидящими в ней гребцами. Во всяком случае, так трактуются подобные знаки на других петроглифах. Например, это четко можно проследить на наскальных изображениях на Белом море. Но, честно говоря, я не совсем уверен в лодках. Это может быть и вариант счета. Ну, примерно, как мы перечеркиваем группу черточек, выделяя разряды.
- А что обозначают эти многочисленные точки?
- Это может быть календарь или счетные знаки, которые, например, символизируют количество убитых охотником животных.
- Как звездочки на фезюляже у летчиков-асов времен Великой отечественной войны?
- Вы ученым про это не говорите, они вас засмеют. Но при желании какую-то аналогию можно провести. Хотя это вполне можно трактовать и как пожелание, чтобы стада промысловых животных были многочисленными. Например, столько зверя они хотели добыть. Дальше, на писанице различимы птицы и животные.
- Где здесь птицы?
- Они нарисованы в виде креста. Здесь очертания не очень хорошо читаются, но из сравнительного анализа других писаниц мы знаем, что крест - это птица, раскинувшая крылья в небе. Например орел. Далее у нас крупное копытное животное. С нами в качестве проводника был охотник Евгений Карелин он без труда опознал в животном лося. Поскольку он без рогов, видимо это самка.

Общий вид наскального изображения
ЭВЕНКИ СОВЕРШАЛИ ЗДЕСЬ ОБРЯДЫ ЕЩЕ В ПРОШЛОМ ВЕКЕ
- Связываете ли писаницу с какой-то известной культурой?
- Очевидно, что авторами были тунгусо- или монголоязычные охотники-собиратели. Неподалеку расположено поселение эпохи бронзы. Но надежно привязать писаницу к нему будет довольно сложно. Разве что, если мы в том же культурном слое найдем следы охры, которой и наносились рисунки. Много информации об авторах могли бы дать раскопки. Потому что писаницы это ритуальные изображения. Рядом обычно приносились жертвы и в других случаях мы находили орудия труда, наконечники стрел. Здесь же, под скалой с рисунками, рыхлого грунта нет - сплошной камень. Нам удалось найти лишь раздробленные кости. Ясно, что это не медведь баловался или какой-то крупный хищник. Но пока информации мало. Можно сказать только, что это место не было окончательно забыто эвенками и еще в прошлом веке посещалось для совершения обрядов.
- Почему вы так решили?
- Мы нашли на скале небольшой автограф. Рядом с писаницей некий охотник той же охрой в уголке аккуратно написал свои инициалы «Г.И.» Где находится месторождение охры местные жители сегодня уже не знают. А по инициалам старожилы пытались вычислить деда, который в стародавние времена мог туда захаживать. Но чаще всего, охотники оставляют у писаниц стреляные гильзы, по которым можно вычислить примерное время посещения. Причем такие «подношения» оставляют не только эвенки, но и русские охотники. В тайге все становятся немного эвенками, даже ученые. Там незазорно плеснуть в сторону жертвенника, например, немного водки, чтобы задобрить местных духов. Иначе и охота и раскопки могут быть неудачными.
А вы видите на картинке деда Мороза?Фото: Рушан КАЮМОВ
- Как шли поиски Ларгинской писаницы?
- В этих местах наша экспедиция копает давно. Я о писанице услышал в один из первых своих приездов, примерно в 2006 году, когда познакомился с Викторией Федоровной Куприяновой. Она работала учительницей географии в селе Верхние Куларки. При школе был свой довольно неплохой музей и там я впервые увидел фотографии писаницы. Они были очень плохого качества, но уже тогда я понимал, что это не задокументированный памятник, в отчетах он не упоминался. Но тогда возможности добраться до писаницы не было. Она находится в труднодоступном участке тайги. Целенаправленно ее поисками мы занялись только в 2013 году. Учительницы уже не было в живых, но наш постоянный помощник из села Горбица Евгений Карелин вспомнил, как она зимой на автобусе по замерзшей реке возила к писанице детей на экскурсию. Он спустя несколько дней был в тех местах на охоте и заметил следы колес автобуса. Тот квадрат мы стали прочесывать и довольно быстро нашли скалу с петроглифами. Три года мы находку не афишировали, боялись, чтобы туристы не испортили памятник надписями вроде «Вася и Маша здесь были». Да и сейчас точные координаты места никому не даем от греха подальше.
Свежие комментарии