На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТАЙНЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

25 708 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Юзеева
    У меня есть эти знки😉 в отличии от некоторых.5 знаков на руках...
  • ВЯЧЕСЛАВ
    Вообще-то вопросы поставлены и, на мой взгляд, совершенно справедливо. Не могли в 30-е годы строить метрополитен с та...Не строили, а отк...
  • Nataly
    Спасибо большое за статью. Вот сколько оказывается типов энергии человека существует. Диву даешься от разнообразия.  ...9 типов человечес...

Вдохновенный бродяга

Сергей МАКЕЕВ


 
   
   
Император Абиссинии Иоанн (Йоханныс) IV со своим сыном и наследником Хайле Селассие  

 
   
 Император Абиссинии принимает итальянскую делегацию
 

 
   
 Казак-«арапчонок» Васька, привезённый Ашиновым из Абиссинии
 
   
   
 Император Александр III на своей яхте.
1886 год
 
   

История Остапа Бендера XIX века – казачьего атамана Николая Ашинова, основавшего «Нью-Москву» на восточном берегу Африки



Свершилось! Решение принято, обратного пути нет – старая Москва должна прирасти Новой Москвой.
История вопроса вкратце такова: Иван Грозный уже переносил столицу в Александровскую Слободу и в Вологду, Петр I в Санкт-Петербург, а Сталин – в Куйбышев (Самара, кто не помнит). Но она неизменно возвращалась на место своё. Её пытались взять, и даже брали, кто приступом, кто измором, – хан Тохтамыш, Лжедмитрий с поляками, Наполеон, Гитлер. Но – «Нет, не пошла Москва моя / К нему с повинной головою…»
В начале путинско-питерского правления всерьёз обсуждались планы возвращения столицы в Санкт-Петербург. Но, видно, и самим «питерским» не захотелось покидать первопрестольную, где они уже обосновались всерьёз и надолго. Однако и отказаться полностью от широко разрекламированного плана было теперь неловко. Кого-то надо было всё-таки отправить в ссылку, решили пожертвовать Конституционным судом. Зато теперь СПб носит титул не только культурной столицы, но и столицы правосудия России (и криминальной одновременно).
Теперь вот новая напасть: Москву решили рассеять средь подмосковных полей, лесов и оврагов.

Передовой отряд российских патриотов – столичная бюрократия – призвана колонизировать огромные пространства аж до самой Калужской области.
Возможно, мы станем свидетелями реализации «плодотворной дебютной идеи» О. Бендера: старая Москва утратит былое значение, а какой-нибудь населённый пункт, вроде Васюков, сделается центром Нью-Москвы.
Красивая, грандиозная идея прельщает именно своей монументальной красотой. Перед такими «зияющими высотами» мы замираем в почти священном трепете. И думаем: ух, мы какие! Можем ещё одну Москву построить в сжатые сроки! Новый кризис стучится в Спасские ворота? А нам всё равно: ужмёмся, урежем тут и там, налоги увеличим, а новый Вавилон, кровь из носу, построим…
Припомнилась к случаю идея основания новой Москвы в Африке, в Абиссинии – так именовали тогда Эфиопию. Двести с лишним лет назад этот проект наделал много шума, а его инициатор и руководитель Николай Ашинов произвёл просто ошеломляющее впечатление на российское общество.
Об этом необыкновенном предприятии много писали, и не только наш брат-газетчик, но и выдающиеся писатели того времени – Г.И.Успенский и Н.С.Лесков. Позднее имя Ашинова встречалось в письмах А.П. Чехова и М.Е.Чехова (дяди писателя), мемуарах Н.Е.Врангеля (отца полководца Белой армии). На закате советской эпохи новеллу об Ашинове и его беспримерном походе сочинил знаменитый писатель-историк Валентин Пикуль.
Личность и поступки Ашинова до сих пор вызывают споры – из-за различия в оценках, из-за скудности точных сведений о нём. Жизнь «вольного казака» моментально обросла множеством легенд, которые он сам о себе и придумывал.
Попробуем пройти российскими и африканскими путями-дорогами Ашинова след в след, опираясь только на достоверные документы и свидетельства.

Черноморский атаман
Осенью 1883 года в Санкт-Петербурге появился очень колоритный мужчина средних лет. Коренастый, русоволосый, с окладистой рыжеватой бородой, он мог бы позировать Васнецову для картины «Три богатыря». Незнакомец одевался, как терский казак: бешмет, черкеска с газырями, кинжал на поясе и шашка на боку. Но при этом незнакомец не отдавал чести военным и вообще никому не кланялся, словно подчеркивая свою независимость. Ко всем обращался на «ты» и рекомендовался так:
– Николай Иванович, вольный казак!
Он избегал называть свою фамилию – Ашинов, намекая, что живёт по чужому «пачпорту». Входя в дом, искал глазами икону, крестился по-раскольничьи, если гневался, ругался по-разбойничьи.
Столичные жители слушали его речь как песню, он сыпал просторечными словечками «знамо дело», «вестимо», то и дело вставлял пословицы и поговорки. Но даже самый искушённый лингвист не смог бы определить, на диалекте какой области он говорил.
Ашинов начал посещать разные общественные собрания, благотворительные организации, редакции газет. Тут он и открыл причину своего появления в Санкт-Петербурге. Его рассказы произвели сенсацию: оказывается, «вольные казаки» – наследники Стеньки Разина и Ермака – живут доныне за границей: в Турции, Курдистане и на персидском побережье Каспия. Они не сеют и не жнут, и не складывают в житницы, а промышляют охотой и рыболовством. Иногда нанимаются сопровождать купеческие караваны. Но, бывает, и грабят эти самые караваны. Когда Россия воюет на востоке, «вольные казаки» незримо помогают отечеству в тылу врага.
– «Вольные казаки» избрали меня наказным атаманом и послали к царю хлопотать за них, – говорил Ашинов. – Хочем послужить народу православному. А взамен просим у царя-батюшки землю на кавказском побережье. Будет у России ещё одна защита от бусурманов – Черноморское казачество!
Многие верили рассказам атамана, восприняли его планы с энтузиазмом, особенно когда об Ашинове начали писать газеты. Фотография атамана появилась в витрине модного фотоателье на Невском проспекте.
В самом деле, проект Ашинова казался полезным для государства, но вот в существование «вольного казачества» и в достоверность полномочий самого атамана верили не все. По адресу таких маловеров Николай Иванович высказывался кратко: супостаты, предатели земли русской! И прибавлял разные эпитеты. Как писал о нём журналист: «Герой крупного красноречия и непечатного слова, сыпавшегося словно из мешка по адресу всех лиц, которые нраву его несколько препятствовали».
Наконец, Ашинов обзавёлся полезными знакомствами, заручился поддержкой энтузиастов в среде промышленников и некоторых чиновников. Высшие сановники его, конечно, не принимали, но рекомендательные письма медленно продвигали дело на верхние этажи власти. К тому времени проект Ашинова обрёл юридическую, экономическую и военную конкретность, вплоть до разработки формы казака Черноморского войска.
В январе 1884 года атамана принял князь А.М.Дондуков-Корсаков, командующий войсками на Кавказе, одновременно управлявший там и гражданскими делами. «Хозяин Кавказа» был опытным военачальником и администратором, знал досконально кавказские проблемы, разбирался в людях. План Ашинова показался князю авантюрой, а сам атаман – личностью сомнительной. Но и отмахнуться от ходатайств он тоже не мог. Поэтому предложил выделить «вольным казакам» земли в Сухумской области, но не в вечную собственность, а на общих условиях как переселенцам. И помощь в переселении обещал самую скромную.
Ашинов был разочарован, но виду не подал, да ещё поблагодарил. Для реализации проекта на таких условиях нужны были деньги, и немалые. И атаман поехал в Москву.
Авантюра начинается

Петербург – голова, а Москва – сердце России: так определил поэт Аполлон Григорьев различие двух столиц. И Москва встретила Ашинова сердечно, с восторгом и умилением.
Его горячо поддержал глава славянофилов И.С.Аксаков, издававший газету «Русь», с тех пор имя Ашинова практически не сходило со страниц этого издания, но всё, что о нём писали, было пересказано со слов атамана.
При поддержке Аксакова атаман сумел собрать пожертвования на обустройство «вольных казаков» на Чёрном море. Теперь оставалось позвать их в новые станицы.
Но атаман отправился не за границу, а в Полтавскую губернию. Там он начал вербовать переселенцев среди малороссийских крестьян, соблазняя их щедрыми посулами: обещал переход в казачье сословие, большие земельные наделы, по шесть голов скота на семью и по двести рублей подъёмных да ещё освобождение от всех податей. Навербовал около ста семей и предложил им добираться в Сухум самостоятельно и за свой счёт, а сам поспешил вперёд, чтобы всё приготовить к их приезду. Атаман уже обзавёлся тремя подручными, которых он произвёл в «есаулы». А легковерные крестьяне спешно распродавали своё имущество, чтобы добраться до земли обетованной.
С дороги Ашинов слал письма своим благодетелям, в них он изображал поход настоящих «вольных казаков», изобилующий трудностями и приключениями.
А пока продолжается этот несуществующий поход, попытаемся заглянуть в прошлое атамана Ашинова.

Рождение героя
По одной из версий, отец нашего героя был крепостным у пензенского помещика Никифорова. Своим умом и горбом Иван Ашинов добился должности управляющего имением. Оказалось, что барская милость имела и личную подоплёку: помещик без памяти влюбился в дочь своего крепостного. Мало того, взял её в жены, а тестю дал вольную и подарил 900 десятин земли под Царицыном, да маленький островок на Волге. Ни деревни, ни усадьбы на той земле не было, поэтому Иван Ашинов поселился в городе, а землю сдавал в аренду.
В 1856 году в Царицыне у Ашиновых родился сын Николай. Мальчик окончил царицынское уездное училище, затем поступил в Саратовскую гимназию. Но без родительского присмотра парнишка отбился от рук: учился скверно, безобразничал. Говорили, что сколотил он шайку местных сорванцов, с которыми обирал младших гимназистов. За такие художества Николая исключили из гимназии и отправили к родителям.
Дела у Ашинова-отца шли плохо, Николай зарабатывал сначала извозом, потом сделался «адвокатом» у местных торговцев: составлял судебные иски, выступал ходатаем в делах. Отец между тем разорился, землю продали за долги. В последние годы жизни старик подрабатывал починкой часов.
В собственности Николая остался только островок на Волге. Но горожане давно привыкли к тому, что остров бесхозный. Там ловили рыбу, косили сено, собирали грибы и ягоды. Оказалось, что и в городской управе нет бумаг, подтверждающих право собственности Ашинова на этот остров. Началась судебная тяжба. А пока Николай нанял нескольких кавказцев – они отбывали в Царицыне ссылку – для охраны острова. После нескольких стычек с джигитами местные обыватели перестали плавать на остров, прослывший разбойничьим гнездом.
После долгой тяжбы Ашинов отсудил-таки свой остров, отвадил от него горожан. Но ему уже было тесно в Царицыне. В 1880 году Николай заложил всю свою недвижимость и с восемью тысячами рублей, зашитыми в подкладку, исчез в неизвестном направлении. Кто-то из соседей говорил, что он, дескать, поехал в Закавказье, табак разводить, что ли.
Ни тогда, ни позднее Ашинов не рассказывал, где он был и что делал в продолжении трёх лет. Но известно, что Кавказ он знал неплохо, умел ладить с кавказцами и считал их близкими себе по нраву.
В честь шефа

В апреле 1884 года Ашинов со своими «есаулами», Аретинским и братьями Бойко, приехал в Сухум. Атаман предъявил окружному начальству распоряжение князя Дондукова-Корсакова. Чиновники выделили землю для поселенцев. Вскоре начали прибывать и сами крестьяне. Новые земли многим не понравились. Жители равнин вообще непривычны к гористому ландшафту, да и пахотной земли в составе наделов оказалось недостаточно. Ни скота, ни денег, естественно, не дали. Ашинов во всём обвинял местное начальство. Ему удалось выпросить у властей помощь переселенцам: изрядное количество муки, беспроцентную ссуду в 1700 рублей на покупку скота, да ещё деньги на строительство дороги. Состоялось торжественное основание станицы Николаевской, названной в честь наследника Николая Александровича, между прочим, шефа всех казачьих войск России. Одновременно «станичники» избрали Ашинова своим атаманом: «…поднесли хлеб-соль и белую атаманскую папаху, – как писал он своим благодетелям, – выпили за матушку Россию и белокаменную Москву, и пошёл пир горой, стали песни казачьи распевать и плясать с попом на радости».
Казалось, Ашинов почти достиг своей цели: вот он уже атаман «своей» станицы, а в будущем – и всего «Черноморского казачьего войска». Но, сколько верёвочке ни виться… Атаман подделал доверенность на ведение дел переселенцев и сделался единственным связующим звеном между крестьянами и властями. Он получал за «станичников» деньги, припасы, даже письма и денежные почтовые переводы. Муку раздавал преимущественно «своим» – приближённым и покорным, за ссуды требовал половину денег выплатить сразу, а «дорожный фонд» присвоил полностью. Вдобавок «атаман» принуждал переселенцев батрачить на себя.
Вскоре переселенцы разделились на две враждующие партии – сторонников Ашинова и его противников; случалось, они сходились стенка на стенку. Вести о беспорядках и жалобы переселенцев дошли до начальства в Сухуме, на место выехал сам начальник округа полковник Введенский. Тут-то и выяснилось, что нет никаких «вольных казаков», нет и «станицы Николаевской», а «Черноморское казачье войско» – просто большая афера. Против Ашинова было возбуждено уголовное дело. «Атаман» не стал дожидаться ареста и со своими «есаулами» бежал, бросив разорённых им «станичников» на произвол судьбы. С дороги, упреждая разоблачения, он слал письма своим покровителям: жаловался на происки местных властей, на то, что они не пускают прибывающих из-за границы «вольных казаков», не дают обещанных припасов и оружия.
Ашинов вовсе не считал свою черноморскую эпопею проигранной битвой, наоборот, он записал себе в актив фиктивное «Черноморское войско» как вполне состоявшийся проект. И вынашивал новые авантюрные планы.

Казаки не продаются!
Вернувшись в Москву, Ашинов продолжал разыгрывать «черноморскую» карту. Причём, по его уверениям, число переселенцев на Кавказе увеличилось до восьмисот человек, а количество «вольных казаков» за границей возросло до двадцати тысяч, причём сфера их деятельности распространилась от Индии до Африки. Ему по-прежнему верили, у него появились новые сторонники. Влиятельный издатель «Московских ведомостей» М.Н. Катков постоянно печатал статьи и корреспонденции, вдохновлённые рассказами Ашинова. А в Санкт-Петербурге, куда переехал атаман, его поддержал владелец самой крупной газеты «Новое время» А.С. Суворин. Да что там! Два почтенных профессора столичного университета – и те попали под обаяние ашиновских историй.
Наконец, сам обер-прокурор Святейшего синода К.П. Победоносцев, близкий ко двору, поддержал планы Ашинова и направил доброжелательную служебную записку императору Александру III. В частности, Победоносцев ходатайствовал об аудиенции для своего протеже, если не у монарха, то у наследника-цесаревича.
Но император уже знал о черноморских похождениях атамана и строго-настрого запретил пускать его во дворец и наипаче – оградить наследника от визитов и посланий Ашинова.
Атаман пробился только к военному министру П.С. Ванновскому, но и там не преуспел. Министр, впрочем, оценил энергию просителя и рекомендовал ему направить усилия на защиту рубежей империи на Дальнем Востоке. Уже после визита Ашинова министр получил о нём отзыв князя Дондукова-Корсакова: «Нет сомнения, что это один из самых нахальных аферистов, умеющий втереться куда нужно, отуманить легко поддающихся людей».
Осерчал тогда Николай Иванович и распустил слух, будто «вольных казаков» иностранцы переманивают. Будто бы французы вербуют их в Алжире воевать. А ещё могут «вольные казаки» уйти в Абиссинию – помогать православному царю Ивану (то есть императору Йоханнысу IV) воевать с итальянцами. А англичане и вовсе проходу не дают Ашинову: сулят большие деньги, чтобы перекупить «вольных казаков». Атаман сообщил по секрету Аксакову, что решающая встреча с англичанами состоится в Константинополе, там ему и вручат деньги.
– Но казаки не продаются! – атаман хватил кулаком об стол. – Денежки-то я приму, а воевать за англичан – накося, выкуси! Все англицкие фунты пойдут на обустройство казачьих станиц на Чёрном море!
И вскоре он, действительно, отправился в Стамбул вместе с новым горячим сторонником – казачьим полковником И.А. Дукмасовым. Российские дипломаты внимательно следили за развитием интриги. Через некоторое время Ашинов заявился в российское посольство в Стамбуле переодетый монахом («чтобы англичане не пронюхали!») и рассказал следующее: будто приехал он сюда вместе с английским военным атташе, и они сразу же проследовали в британское посольство, где Ашинова принял посол сэр Генри Друммонд Вольф. Англичан очень беспокоило усиление России в Средней Азии, поэтому посол предложил Ашинову с его «вольными казаками» отправиться в Закаспийскую область, недавно присоединённую к России, и организовать диверсии на железной дороге, а также проникнуть в оазисы Туркестана и занять там некоторые стратегически важные населённые пункты. Атаман обещал привести туда пять тысяч своих молодцов и запросил задаток в десять тысяч фунтов золотом. В доказательство Ашинов продемонстрировал русским дипломатам пригоршню золотых соверенов и визитную карточку сэра Вольфа с написанным от руки адресом.
– Теперь поеду в Египет, – говорил Ашинов нашим дипломатам, – в Каире англичане дадут ещё деньжат, а оттуда махну к дружку нашему – царю Абиссинскому Ивану.
Негусу на подмогу
Состоялась ли на самом деле вербовка Ашинова англичанами или это его очередная мистификация – точно не установлено. Все обстоятельства известны только со слов атамана. Если это была афера, то исполнена она довольно чисто. Конечно, несколько золотых монет и визитная карточка посла – слабые доказательства. Но вот политическая мотивация действий англичан очень правдоподобна.
Во время стамбульского вояжа слово «Абиссиния», произнесённое Ашиновым ещё в Москве, возможно, ради красного словца, начало обретать черты конкретного плана.
Из всех африканских государств Эфиопия вызывала у русских людей особую симпатию. Это была страна древнейшей христианской религии, близкой к православию, многие русские считали эфиопов единоверцами. Эфиопия единственная на континенте сумела отстоять свою независимость в постоянной борьбе с враждебными соседями и европейскими колонизаторами. Наконец, Эфиопией правил, как и Россией, император – «Негус Негести» (царь царей). В тот период Негус Йоханныс IV был заинтересован в союзе с Россией: она могла прежде всего предоставить Эфиопии современное вооружение и военных советников. Россия тоже могла извлечь пользу от союзнических отношений: иметь плацдарм в Африке, умерить экспансию главного внешнеполитического противника – Англии и основать порт на побережье Индийского океана с угольным складом для русских пароходов, плывущих через Суэцкий канал и Красное море дальше, на Восток, вплоть до российского Дальнего Востока и обратно.
Всё это Ашинов знал уже в России. Но во время стамбульского вояжа он получил от русских дипломатов много важных сведений. Абиссиния в это время оказалась в особенно трудном положении: страна враждовала с Египтом на севере, Суданом на западе, наконец, шла долгая война с Италией, занявшей Эритрею – побережье Красного моря. К тому же власть Негуса зависела от лояльности расов – могущественных наместников основных областей Эфиопии – Тигре, Ахмара и Шоа.
В такой ситуации, рассудил атаман, гости из далёкой России будут приняты с распростёртыми объятиями. Как всегда, Ашинов умело увязывал свои личные интересы с государственной целесообразностью. Форпост «вольных казаков» в Абиссинии мог получить поддержку российских властей, а сам Ашинов в таком случае обретёт всё, о чём мечтал, – бесконтрольную власть и бесконтрольную казну. Африка – это не черноморское побережье, сюда никакая комиссия с проверкой не доберётся, здесь можно править самовластно.
В конце 1885 года начался африканский поход Николая Ивановича со товарищи. Он писал с дороги Аксакову: «Мы взяли с собой только есаулов, да немного молодцов на англиканские деньги приехали». По его же сообщениям, везде и всюду их встречали с почётом: коптский патриарх в Египте, итальянцы и французы в своих колониальных владениях. Ничтоже сумняшеся, Ашинов объявлял, что едет по приглашению абиссинского Негуса с поручением от Российского Императора и везёт драгоценные подарки. На пароходе по Суэцкому каналу, через Красное море депутация «вольных казаков» добралась до Эритреи, а оттуда сушей до абиссинской провинции Тигре. Сообщения в российских газетах появлялись с завидной оперативностью, словно между Ашиновым и редакциями была протянута международная телефонная связь. Некий корреспондент, «случайно оказавшийся» в столице провинции, городе Асмара, описал торжественную встречу ашиновцев, которую устроил рас  (титул – от ред.) Аллула. Эфиопское войско из пяти тысяч стрелков салютовало оглушительным залпом. Наконец, появились русские гости: «Впереди ехал молодой казак, на вороной лошади, неся русскую хоругвь, с правой стороны другой казак вёз образ Спасителя в роскошно отделанной золотом с камнями ризе. Остальные казаки верхом на добрых лошадях окружали своего атамана. У всех на лицах был изображён воинственный восторг и самодовольствие. Все гордо и осанисто сидели, подбоченясь, на лошадях. Сам атаман молодцевато сидел на арабском коне и братски раскланивался с отдающими ему честь абиссинцами». Были продемонстрированы и подарки: «образа в золотых ризах с камнями и без риз хорошей живописи, парчёвая с серебром и золотом одежда, дорогое оружие, отделанное золотом. Кроме того, масса разных образов и множество картин, чему были рады до восторга вице-царь рас Аллула, вся его свита и весь народ».
По дороге к Негусу Йоханнысу IV «вольные казаки» будто бы не теряли даром времени и приняли участие в стычках абиссинской армии с итальянцами, а заодно поучили своих босоногих союзников: смотри, эфиоп твою мать, как надо воевать!
Понятно, что встреча Ашинова с Негусом Йоханнысом IV была ещё пышнее и торжественнее. Растроганный монарх выделил обширные земли для расселения там «вольных казаков». Ашинов основал в Абиссинии станицу под названием Москва.
Так представил Ашинов своё путешествие широкой публике. А как было на самом деле? Он с «молодцами», действительно, добрался до Асмары. Рас Аллула принял атамана, внимательно выслушал гостя, спрашивал о его намерениях. Гость выдавал себя за посланца русского правительства, но никаких полномочий предъявить не мог. Об этом наместник сообщил в столицу. Негус Йоханныс IV повелел не пускать пришельца дальше в глубь страны и потихоньку спровадить прочь. Что и было тотчас исполнено.

По завету Степана Разина
Возвращение Ашинова в Россию было триумфальным. Его рассказы принимали на веру. Ещё бы! Он привёз Императору Российскому подарки от негуса эфиопского: живого страуса и какие-то загадочные ящики. По его словам, он вёз целый Ноев ковчег африканских животных во главе с царем зверей – львом, но все звери передохли, кроме страуса. Птицу определили в зверинец, а ящики после долгих настойчивых просьб были приняты Министерством  Императорского двора.
Ещё атаман привёз двух абиссинцев – мальчика-подростка и девочку, которая будто бы приходилась племянницей самому Негусу. Девочку он отдал на воспитание в женский монастырь под именем Марьи, а мальчишка Авак,  переименованный в Ваську, оставался при нём в качестве казачка-арапчонка.
Одно плохо – над Ашиновым нависла угроза ареста в связи с уголовным делом по поводу его черноморских похождений. Но за него вступились благодетели, ходатайства дошли до министра внутренних дел. В результате сошлись на том, что подследственный выплатит доказанную сумму хищений – 1750 рублей, и – гуляй, казак!
Расплатившись с долгами, Ашинов расправил крылья, его популярность сделалась просто невероятной. Именно тогда портрет атамана появился в витрине модного фотоателье на Невском проспекте рядом с изображениями тогдашних «звёзд» – знаменитых писателей, модных адвокатов, артистов и артисток. Для него открылись двери светских салонов, он царил за столом.
– Отчего вы не кушаете, Николай Иванович? – огорчался хозяин.
– Сперва ты отведай, – говорил атаман. – Англичане спят и видят, как бы меня извести.
Впрочем, уже через пять минут, после пары выпитых рюмок, забыв об опасности, Ашинов бесцеремонно таскал куски из тарелок соседей, общался со всеми запанибрата. Все с нетерпением ждали его рассказов. И он не скупился:
– В Персии шахские войска меня схватили и бросили в темницу, хотели мне секир-башка сделать. Я слышал из тюремного окошка, как уже плаху для меня сколачивают. И тут налетели вольные казаки, пятьсот моих молодцов, перебили стражу и освободили меня…
Конечно, слушателей, в особенности дам, интересовала личная жизнь атамана. На эту тему Ашинов высказывался как истинный воин: мол, «наши жёны – пушки заряжёны»... Но иногда откровенничал:
– Влюбилась в меня одна краса-девица, дочь купца-старовера. Приданого за ней давали мильон! Но я не прельстился её красой и не купился на богатство – таков  завет мне атамана Степана Тимофеевича, не пощадившего своей шемаханской царевны и утопившего её в Волге-матушке!
Он часто говорил о своём кумире – Стеньке Разине и уверял, что хранит разинскую реликвию: кружку атамана, не простую, заговорённую.
– Пока со мной его кружка заветная, меня ни сабля, ни пуля не берут!
Удивительно, но именно такой герой требовался тогда пресыщенному высшему свету, таким хотели видеть «свой народ» образованные и неглупые люди. «Ашиновеллы» периодически появлялись в газетах, иногда целыми сериями, вышла даже отдельная брошюра.
Немногие авторы высказывались об Ашинове критически, зато это были золотые перья русской литературы. В 1887-1888 годах появились иронические заметки Николая Семеновича Лескова «Где воюет вольный казак» и «О вольном казаке», которые впоследствии послужили основой для его памфлета «Вдохновенные бродяги». Другой литературный классик Глеб Иванович Успенский написал об Ашинове в очерке «Вольные казаки», хотя в целом произведение было не о нём только, а преимущественно о целом явлении отечественной жизни – о  расцветающем в ту пору типе русского проходимца.
А в это время атаман уже вспахивал новую богатую ниву: тему духовного родства, религиозного братства  эфиопского и русского православия.
– К ним бы только наших попов прислать, да икон, да риз, да церковной утвари, да над всеми русского архиерея поставить, и были бы мы одна православная церковь.
Эта мысль нашла отклик среди верующих, задумались и в синоде, начали обсуждать возможность отправки духовной миссии в Эфиопию. Ашинов тем временем собирал пожертвования в Санкт-Петербурге, в Москве, ездил и в  Нижний Новгород. Купцы не прельстились перспективой якобы сказочно выгодной торговли с далёкой Абиссинией, но пожертвования на «Новую Москву» всё же поступали. Например, московский купец А. Г.  Кузнецов внёс двадцать пять тысяч рублей на организацию нового похода в Эфиопию.
Атаман упорно пробивался к царю со своим новым  проектом. Денег просил немного, пятнадцать тысяч рублей, да ещё оружия для абиссинцев, главное же  – он хотел добиться государственного статуса для своего предприятия. Александр III по-прежнему словно не замечал атамана «вольных казаков».
Министры царского правительства знали о прошлых похождениях Ашинова и о будущих планах атамана «вольных казаков». Постоянным противником ашиновских авантюр выступал министр иностранных дел Н.К. Гирс. А вот морской министр И.А. Шестаков считал, что закрепление русских в районе Африканского Рога может быть очень полезно для флота. Некоторые доброхоты, как, например, близкий к Александру III нижегородский  генерал-губернатор Н.М. Баранов, предлагали основать в Африке колонию из русских выходцев и Российско-Африканскую торговую компанию со своим флотом и гарнизоном охраны. А кое-кто уже мечтал стать наместником новых африканских владений.

Основание «Москвы»
Осенью 1887 года атаман «вольных казаков» всё-таки женился. Его избранницей стала дочь богатого черниговского помещика Софья Ивановна Ханенко. Это была активная, современная женщина, любившая путешествия. Незадолго до знакомства с Николаем Ивановичем она побывала на Ближнем Востоке. Вероятно, супруги были, что называется, родственные души, и молодая готова была ехать за избранником хоть на край света.
Когда Ашинова спрашивали, отчего он изменил своим казацко-холостяцким принципам, он рассказывал героическую историю о том, как спас девицу от жестоких грабителей. Благодарная барышня была ему так признательна, что… В общем, после этого он как благородный человек должен был на ней жениться.
Кроме всего прочего, как говорили, отец невесты выделил молодым сто тысяч рублей. И на эти деньги молодожёны укатили в Париж. Но это был не медовый месяц, а деловая поездка: Ашинов искал во Франции поддержку и финансирование нового абиссинского похода.
В Париже атаман «вольных казаков» произвёл фурор. Патриоты-националисты приняли Ашинова как друга и союзника. Дело в том, что после поражения во Франко-прусской войне (1870–1871гг.), после потери Эльзаса и Лотарингии реваншисты действительно были заинтересованы в союзе с Россией. Колониальные аппетиты Франции тоже были далеко не утолены, поэтому проникновение в Эфиопию, так сказать, на плечах «вольных казаков» выглядело соблазнительно. Но дальше красивых слов и пылких признаний в дружбе дело не пошло. Ашинов с женой уехал в Константинополь.
В турецкой столице Ашинов сошёлся с русским авантюристом капитаном Набоковым, пытавшимся поднять восстание в Болгарии. Вдвоём они закупали оружие и делали это так неосторожно, что европейские дипломаты забеспокоились и даже послали запрос российскому правительству. Министерство иностранных дел официально отрицало любые связи с Ашиновым и Набоковым.
Русский консул установил за атаманом и капитаном  частное наблюдение. Почувствовав слежку, Набоков исчез, а предводитель «вольных казаков» на время приутих.
А в это время в Санкт-Петербурге сторонники Ашинова продавили-таки высочайшее повеление: произвести разведку на побережье Красного моря. Было решено, что «вольных казаков» доставит до места разведки пароход Добровольного флота «Кострома». Всё это позволяло правительству в случае неблагоприятных последствий откреститься от авантюристов: мол, это был чартерный рейс.
Двадцать четвёртого марта 1888 года пароход «Кострома» отплыл из Одессы. Его командир лейтенант Ивановский получил от адмирала Шестакова секретный приказ. Ему надлежало в Константинополе взять на борт Ашинова с его спутниками и плыть через Суэцкий канал в Красное море. Высадить колонистов, а самому искать на побережье подходящую бухту для организации там морской базы. В приказе особо подчеркивалось, что это место не должно принадлежать ни одному европейскому государству.
В Константинополе «команда» Ашинова погрузилась на «Кострому». За атаманом следовала его беременная жена и семеро неизвестно где завербованных «колонистов»: отставной фельдшер С. Самусеев, мещанин из Аккермана П. Шелипенко, унтер-офицер А. Литвин, сын военного И. Павлов и двое без определённых занятий – Ф. Львов и С. Тимрезов. Багаж «вольных казаков» был невелик, только личные вещи, да ещё подарки эфиопскому Негусу – несколько десятков винтовок, закупленных Ашиновым в Константинополе.
На выходе из Красного моря в Индийский океан «Кострома» зашла в Таджурский залив (сейчас это территория государства Джибути). Ивановский приказал бросить якорь в удобной бухте. На берегу раскинулся посёлок Таджура, который и дал название заливу. Здесь обитало племя данакиль; местные жители исповедовали ислам; ими правил вождь Магомет-Сабех, гордо именовавший себя султаном. Племя занималось скотоводством, а также совершало набеги на абиссинцев и торговые караваны.
Лейтенант Ивановский нанёс визит султану и преподнёс ему привезённые дары: ковёр, зонтик от солнца, веер и флаг Добровольного флота. Султан был очень доволен. Он сообщил гостю, что владения его простираются далеко, что он суверенный государь и никакой власти над собой не признаёт. Он, конечно, лгал. Именно в это время Франция формировала в этих местах новую колонию – Берег Французского Сомали. Ивановский не стал говорить о своих подлинных намерениях, а только просил султана сопроводить Ашинова со спутниками до абиссинской границы. Магомет-Сабех обещал за тысячу реалов предоставить для экспедиции двенадцать верблюдов, проводников и охрану.
Лейтенант Ивановский произвёл замеры глубин в бухте, составил карты и отправился в дальнейшее плаванье – на Дальний Восток.
Но Ашинов в Абиссинию не поехал, да и в Таджуре пробыл недолго. Дело в том, что на побережье прибыли два эфиопских священника, иеромонах  Григорий и дьякон Михаил, они направлялись в Абиссинский монастырь в Иерусалиме. И тут в голове атамана возник план: привезти этих паломников на празднование 900-летия крещения Руси. Представить дело так, будто это он пригласил темнокожих братьев по вере на юбилей русского православия, а «царь Иван» будто бы с радостью согласился и отправил с ним, с Ашиновым, эту маленькую делегацию.
Атаман оставил своих спутников в туземном посёлке, клятвенно обещая, что скоро вернётся с целым войском «вольных казаков», с богатой казной, оружием и припасами. Подхватил жену и уплыл на попутном пароходе.
Плетёная из прутьев хижина на берегу Таджурского залива – это и была «станица Новая Москва».
Однако на этом похождения Ашинова в Африке далеко не закончились. Но об этом я расскажу в следующем номере.

Окончание следует

Сергей Макеев: www.sergey-makeev.ru, post@sergey-makeev.ru.

наверх