Итог
1. Описание природы Атлантиды может быть отнесено ко всем островам Средиземного моря и близлежащим территориям.
2. Цвет камней (белый, черный, красный) и горячие источники ясно указывают на присутствие вулканических и поствулканических процессов. Это типично для островов, расположенных к югу от Сицилии, и для некоторых островов Ионического и Эгейского морей. Богатство металлов типично для острова Кипр, Малой Азии, Пиренейского полуострова и северных берегов Африки.
3. Остров поднимался из моря отвесно, но имел наверху плоское пространство. Это характерно для Крита, Сардинии, Корсики.
В 1897 году русский минералог А. Н. Карноржицкий публикует в «Научном обозрении» статью «Атлантида», в которой помещает Атлантиду «между Малой Азией, Сирией, Ливией и Элладой... и притом вблизи главного западного устья Нила (Столпы Геркулеса)». Ведь и город Саис, откуда пришла легенда об атлантах, и город Гераклея, основанный самим Гераклом лежали совсем недалеко.
Через три года после публикации статьи Карноржицкого Артур Эванс, выдающийся английский археолог, обнаружил на острове Крит следы древней цивилизации. В марте 1900 года он начал раскопки города Кносс, древней столицы Крита, и открыл легендарный Лабиринт царя Миноса.
Дворец состоял из большого числа помещений, его площадь составляла 16 тысяч квадратных метров. И еще в то время, как Эванс вел раскопки в Кноссе и готовил для печати свою книгу о дворце Миноса, возник вопрос: а не открыл ли Эванс Атлантиду?
Крито-микенская цивилизация
Как пишет А. М. Кондратов, основное отличие цивилизации Крита от великих цивилизаций Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы – это то, что она была не земледельческой, а морской державой.
Строительство судов и плавание по Эгейскому морю началось в Эгеиде 10000 лет назад. Во времена расцвета Крита, флот его был лучшим в мире. Корабли из Кносса бывали у берегов Испании, Сирии, в Черном море и Атлантическом океане. Торговцы Крита поддерживали тесные связи с Египтом и Месопотамией.
Остров Крит, расположенный посередине между Европой Азией и Африкой, занимает прекрасную стратегическую позицию. Аристотель пишет в своей «Политике»: «Кажется, что остров создан для того, чтобы повелевать Грецией. Его местоположение – одно из самых счастливых: остров господствует над всем морем, по берегам которого расположились греки... Вот почему Минос овладел морским могуществом и завоевал острова, из коих он составил свои колонии».
Цивилизацию Крита отличает и еще одна характерная особенность: тавромахия – культ священного быка. Его Платон тоже приписывал легендарным атлантам.
19 января 1909 г. в английской газете «Таймс» появилась анонимная заметка «Погибший материк», в которой Атлантида и Крит отождествлялись. Автором ее оказался Дж. Фрост. Через четыре года он публикует статью в «Журнале эллинистических исследований». Профессора Фроста поддержал и Э. Бейли в книге «Морские владыки Крита». В 1912 году Д. А. Маккензи написал о том, что Атлантида Платона – это минойский Крит.
С этой гипотезой соглашались многие.
Однако некоторые исследователи считали, что минойцы были лишь наследниками атлантов, а Атлантида затонула в Эгейском море.
Немало для доказательства этой гипотезы сделал Жак-Ив Кусто, который занимался поиском следов крито-микенской цивилизации на дне Средиземного моря.
Исследования Кусто у берегов Псира, Докоса и Дии доказывают, что Крит был владыкой Восточного Средиземноморья, вел торговлю со всеми народами того региона. А изучение подводных «амфорных стен» наводило на мысль, что мощная держава была разом уничтожена волной цунами, вызванной взрывом вулкана Тиры, и только после экономического краха минойского государства, пришедшие с материка эллины, смогли покорить Крит.
Атлантиды не существует
Есть очень большая группа ученых, заявляющих, что Атлантиды не существует.
Атлантида – вымысел Платона
Часть исследователей приходит к выводу, что острова, описанного Платоном не могло существовать, значит Платон его выдумал.
Причины, которые не допускают существование Атлантиды таковы:
1. Остров слишком велик и ему не находится места.
2. Геология и океанография не подтверждают опускания крупного острова.
3. Не найдено достоверных упоминаний об Атлантиде.
4. 11500 лет назад не могло быть развитой культуры
Атлантида – выдумка Платона
Наиболее распространённое среди историков и особенно филологов мнение: повествование об Атлантиде – типичный философский миф, образцами которых пестрят диалоги Платона. Действительно, Платон, в отличие от Аристотеля и тем более историков, вообще никогда не ставил своей целью сообщение читателю каких-то реальных фактов, но только идей, иллюстрируемых философскими мифами. В той мере, в которой рассказ проверяем, он опровергается всем имеющимся археологическим материалом. Действительно, нет никаких следов какой-либо развитой цивилизации в Греции или на западе Европы и Африки, ни в конце ледникового и послеледникового периодов, ни в последующие тысячелетия. Показательно при этом, что сторонники историчности Атлантиды игнорируют в диалогах всю проверяемую часть (включая играющую важнейшую роль тему афинской цивилизации) и сосредотачивают свои исследования исключительно на непроверяемой. Далее, источником сведений объявляются египетские жрецы (слывшие в Греции хранителями таинственной древней мудрости); однако среди множества древнеегипетских текстов не обнаружено ничего, хоть отдалённо напоминающего рассказ Платона. Все имена и названия в тексте Платона — греческие, что также свидетельствует скорее в пользу сочинения их Платоном, нежели воспроизведения им каких-либо древних преданий. Правда, Платон объясняет это тем, что Солон якобы переводил «варварские» имена на греческий язык; но подобное обращение с именами в Греции никогда не практиковалось.
Кроме того, Атлантида идеально вписывалась в платоновскую схему инволюции политических форм – их постепенному переходу к более примитивным формам существования. По мнению Платона, сначала в мире правили цари, затем аристократы, затем народ (демос) и, наконец, толпа (охлос). Власть аристократии, народа и толпы Платон последовательно находил в истории греческих полисов. Но власти «богоподобных царей», создавших могучие державы, он найти в Греции не мог. В этом смысле Атлантида идеально вписывается в логику социально-философской теории Платона.
Что касается гибели Атлантиды, то очевидно, что, сочинив эту страну, Платон должен был уничтожить её просто для внешнего правдоподобия (чтобы объяснить отсутствие следов такой цивилизации в современную эпоху). То есть картина гибели Атлантиды диктуется целиком внутренними задачами текста.
Наиболее правдоподобная гипотеза об источниках рассказа называет два события, произошедшие при жизни Платона: поражение и гибель афинской армии и флота при попытке завоевания Сицилии в 413 г. до н. э., и гибель городка Гелика на Пелопоннесе в 373 г. до н. э. (Гелика была затоплена в одну ночь в результате землетрясения, сопровождавшегося наводнением; в течение нескольких веков ее остатки хорошо просматривались под водой).
Рис. 91. Хеттская империя, являвшаяся продолжением государства Хатти, около 1290 г. до н. э. подошла к границам Древнего Египта
Циркумпонтийский регион (Чёрное море). Теория черноморского потопа
Прообразом для событий легенды об Атлантиде могло послужить катастрофическое поднятие уровня Чёрного моря, которое, возможно, произошло в 6-ом тысячелетии до нашей эры. Предполагается, что во время этого черноморского потопа в течение менее чем года уровень моря повысился на 60 метров (другие оценки – от 10 до 80 метров) в связи с прорывом Босфора средиземноморскими водами.
Затопление больших территорий северного Причерноморья могло, в свою очередь, дать толчок распространению из этого региона в Европу и Азию различных культурных и технологических новшеств.
Индоевропейская экспансия
Связанными с легендой о процветающей Атлантиде могут быть и такие события, как распад индоевропейской общности и начало широкомасштабной индоевропейской экспансии в конце 4-го тысячелетия. Географически эти события, вероятно, привязаны к регионам, прилегающим к Чёрному морю. Так, к Дунайскому (Северо-балканскому) региону относится одна из гипотез местонахождения родины народов-носителей прото-индоевропейского языка, предложенная Сафронововым В. А. Гипотеза предполагает также привязку к этой общности возникновение письменности, укреплённых городов, разделения труда, централизованного управления, возникновение социальных классов и возникновение первой цивилизации на базе культуры Винча. При сопоставлении платоновской легенды с событиями 4-го тысячелетия до н. э. совпадение по времени достигается предложенной Аноприенко А. Я. интерпретацией указанного Платоном срока в 9000 лет как 9000 сезонов по 121 – 1 22 дня
Атлантида является совокупностью мифов, преданий, легенд и исторических фактов, разнесённых, раскиданных во времени и пространстве. Платон, несомненно изучал мифы различных народов, окружавших Древнюю Грецию, их историю и исторические сведения, оставленные ими. Исходя из этого, Платон, скорее всего, смешал в одну большую кучу все эти сведения и использовал их в своих, не известных нам целях.
Атлантида – некий собирательный образ, легенда, основанная на нескольких, подобных извержению Санторина, катастрофах. Возможно, в тайне мифического погибшего острова скрыта тайна гибели нескольких других более древних цивилизаций...
Наиболее объективные ученые признают, что описание Платона содержит зерно истины, находя в диалогах скрытые упоминания о стихийных бедствиях, происходивших на территории Греции и Средиземноморья (извержение Стронгиле, наводнения, землетрясения).
Свежие комментарии